Оспаривание доначислений ФНС в связи с признанием контрагента сомнительным
При получении вычета по НДС, учете расходов для расчета налога на прибыль, обращении за зачетом или возвратом средств из бюджета, фактически реализуется право на налоговую выгоду. Однако, если налоговый орган установит, что такая выгода не обоснована, в возврате денежных средств, уменьшении налоговой базы может быть отказано. В этой связи критически важно подтвердить ведение реальной хозяйственной деятельности, а также корректное отражение всех операций в налоговом и бухгалтерском учете, включая соответствующую отчетность.
Особое внимание следует уделить проверке контрагента: необходимо убедиться, что он является реальным субъектом хозяйственной деятельности, фактически исполняет свои обязательства по сделке и соответствует критериям добросовестности. Это поможет продемонстрировать должную осмотрительность со стороны налогоплательщика и обоснованность выбора партнера.
В статье рассмотрим основные аспекты, касающиеся выявления сомнительных контрагентов и защиты интересов налогоплательщика в спорах с налоговыми органами, связанных с доначислениями.
Необоснованная налоговая выгода
Это ситуация, при которой налогоплательщик формально обладает правом на уменьшение налоговой базы, зачет или возврат денежных средств, однако из-за выявленных налоговым органом рисков и недостатков в сделке или деятельности контрагента это право может быть оспорено.
Если по сделке искажен налоговый или бухгалтерский учет, а также отражены фиктивные операции, которые фактически не проводились, уменьшение налоговой нагрузки становится невозможным. В случаях, когда спорная сделка действительно состоялась, но была неправильно квалифицирована, налоговый орган пересчитывает обязательства, исходя из реального экономического содержания операции. То есть, расчет проводится так, как если бы налогоплательщик не совершал действий, направленных на злоупотребление правом. Для эффективной защиты от обвинений налогового органа в необоснованной налоговой выгоде, вы можете воспользоваться услугами юридической компании.
Одной из наиболее частых причин доначислений становятся сделки с недобросовестными контрагентами. Такие сделки могут свидетельствовать об отсутствии реального исполнения обязательств и, следовательно, о необоснованности заявленной налоговой выгоды. В этой связи сомнительный контрагент это существенный риск для добросовестного налогоплательщика.
Одним из направлений регулирования в этом контексте является требование о том, чтобы исполнение сделки осуществлялось непосредственно контрагентом, указанным в договоре. Это правило направлено на противодействие схемам с использованием «технических» компаний, которые существуют исключительно для формального документооборота, не ведут реальной хозяйственной деятельности и не уплачивают налоги.
Если налоговый орган докажет, что налогоплательщик сознательно заключил сделку с «технической» компанией, возможность учета расходов и получения налоговых вычетов, связанных с этой сделкой, будет полностью исключена.
Чтобы минимизировать риски, важно понимать, кто такой недобросовестный контрагент, проявлять должную осмотрительность при принятии решения о выборе партнеров, тщательно документировать все этапы исполнения сделки и обеспечивать прозрачность хозяйственных операций.
Признаки сомнительных контрагентов
Заключение сделки с контрагентом, деятельность которого вызывает обоснованные сомнения в его благонадежности, может повлечь значительные налоговые риски, включая доначисления и споры с налоговыми органами. Часто такие контрагенты оказываются фирмами-однодневками, создающими лишь видимость законной предпринимательской деятельности.
Признаки недобросовестного контрагента могут проявляться в следующем:
- Несоответствие данных в ЕГРЮЛ. Отсутствие информации о регистрации контрагента, либо несоответствие данных, указанных в его документах, с данными реестра;
- Проблемы с фактическим и юридическим адресом. Контрагент использует юридический адрес, относящийся к массовой регистрации юридических лиц. Такие адреса часто приобретаются для фиктивных компаний и не предполагают наличия реального офиса. Отсутствует (не представляется) какая-либо достоверная информация о фактическом месте нахождения контрагента и его инфраструктуры;
- Сомнительный руководитель. Компанию возглавляет так называемый «массовый директор», являющийся руководителем еще целого ряда организаций. Такое лицо, равно как и другой представитель контрагента, не представляет информацию о подтверждении личности и наличии у него необходимых полномочий;
- Нереальность заявленных операций. Контрагент не располагает возможностями для исполнения обязательств с учетом необходимых для этого сроков, местонахождения производства, материально-технических средств;
- Отсутствие инфраструктуры. Компания не имеет условий для осуществления заявленной деятельности, включая персонал, производственное оборудование, помещения, транспортные средства;
- Отсутствие лицензий и разрешений. У организации отсутствует необходимая разрешительная документация для выполнения определенных видов работ или услуг;
- Вовлеченность в многочисленные судебные разбирательства. Наличие у контрагента значительного числа судебных споров или исполнительных производств, свидетельствующих о его неблагонадежности;
- Необычные условия сделки. Она предусматривает условия, несвойственные стандартной деловой практике: продолжительные сроки отсрочек платежей, отсутствие предоплаты или гарантийных обязательств, проведение расчетов с участием третьих лиц, чрезмерно мягкие или несоразмерные меры договорной ответственности;
- Включение в реестр недобросовестных поставщиков. Контрагент значится в реестре недобросовестных поставщиков. Даже если сделка не была связана с электронной торговой площадкой, целесообразно проверить наличие контрагента в данном реестре.
Этот перечень признаков не является исчерпывающим, а оценка добросовестности контрагента и налоговой выгоды проводится индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. Тщательная проверка контрагентов и документирование сделок позволят минимизировать риски и укрепить позицию в случае налогового спора.
Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента
Компании неизбежно сталкиваются с риском заключения договоров с неблагонадежными партнерами. Чтобы этого избежать возможных претензий со стороны инспекции, необходимо проявлять должную осмотрительность и тщательно проверять проводимые хозяйственные операции.
Хотя законодательство прямо не обязывает налогоплательщиков проверять контрагентов, судебная практика показывает, что такая проверка часто становится ключевым фактором для успешного спора с ФНС. Среди рекомендаций, которые помогут убедиться в добросовестности контрагента и избежать ненужных рисков, следует учесть следующее:
1. Проверка базовой информации о контрагенте.
Запросите выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и проверьте, совпадают ли указанные в ней данные с информацией, предоставленной контрагентом. Это касается адреса, телефонов, реквизитов и данных уполномоченных лиц. Оцените виды деятельности контрагента. Слишком обширный перечень видов или отсутствие необходимого направления могут указывать на ненадежность.
2. Анализ документов, представленных по сделке.
Затребуйте у контрагента учредительные документы (устав), сведения о государственной регистрации, ИНН, бухгалтерскую отчетность, лицензии (при необходимости) и доверенность, если договор подписывает не руководитель. Отказ или промедление в предоставлении документов — сигнал к более детальной проверке.
3. Проверка адреса регистрации.
Выясните, не зарегистрирован ли контрагент по массовому адресу. Это можно сделать через открытые сервисы ФНС. Регистрация по массовому адресу требует особой осторожности и дополнительной проверки.
4. Анализ руководителя (представителя) контрагента.
Убедитесь, что руководитель не является «массовым директором», не включен в реестр дисквалифицированных лиц и имеет полномочия для заключения сделки.
5. Оценка способности выполнить обязательства.
Проверьте, обладает ли контрагент необходимыми ресурсами для выполнения договора. Это может включать: наличие персонала, оборудования, транспортных средств, складских помещений, лицензии на определенные виды деятельности, финансовую устойчивость и платежеспособность.
6. Проверка через открытые источники.
Используйте сервисы, такие как «Прозрачный бизнес» ФНС, чтобы убедиться в отсутствии налоговой задолженности, регулярной сдаче отчетности и реальных доходах и расходах.
7. Анализ рыночной репутации.
Проверьте, имеет ли контрагент сайт, ведет ли рекламные кампании, участвует ли в публичной деятельности. Существование рекомендаций и положительных отзывов от партнеров также является важным индикатором.
8. Документальное подтверждение осмотрительности.
Фиксируйте всю информацию, полученную в процессе проверки контрагента. Эти данные могут стать весомым аргументом в случае споров с налоговыми органами.
Проявление осмотрительности не только снижает налоговые риски, но и служит доказательством добросовестности вашей компании. Чем более обоснованно и полно вы подходите к проверке контрагента, тем выше шансы на защиту ваших интересов в случае проверки. Системный подход к проверке, детальная фиксация результатов и документальное сопровождение взаимодействий с контрагентом позволят подготовиться к возможным претензиям со стороны инспекции.
Как ФНС обосновывает доначисления и какие могут быть последствия
При проверке экономической обоснованности сделки налоговая часто анализирует, кто именно исполнил обязательства по договору. Их цель — выявить случаи, когда в цепочке задействованы «технические» компании. Такие фирмы, формально участвующие в сделке, создают лишь видимость экономической деятельности, искусственно увеличивая стоимость продукта, которая затем используется для уменьшения налоговых обязательств.
Инспекция обычно выстраивает общую схему взаимодействий налогоплательщика с его партнерами, чтобы понять роль каждого из них. При оспаривании доначислений ФНС налогоплательщику предстоит опровергнуть такую схему, показать, что выводы инспекторов неверны, и подтвердить, что налоговая выгода была получена в рамках добросовестной и реальной сделки.
Важно помнить, что сама по себе возможность достичь аналогичного экономического результата с меньшей налоговой выгодой не является основанием для признания ее необоснованной. Если реальность сделки подтверждена, а ее параметры соответствуют деловой цели, даже взаимодействие с контрагентом, подпадающим под определенные риски, не должно приводить к доначислениям.
При этом инспекция может обратить внимание на такие аспекты, как подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, либо нарушение контрагентом налогового законодательства. Однако данные обстоятельства сами по себе не служат доказательством необоснованной выгоды, если сделка действительно состоялась.
В ходе проверки, проводимой налоговой инспекцией по эпизоду с предполагаемым участием ненадежного контрагента, налоговые последствия будут зависеть от ряда факторов. Среди них осведомленность о сомнительном характере контрагента, меры, предпринятые для проявления должной осмотрительности при его выборе, а также предоставленные документы, которые могут подтвердить реального исполнителя сделки и фактические параметры ее выполнения.
Если налогоплательщик сможет обосновать свои действия, возможна налоговая реконструкция, при которой расходы и вычеты по НДС учитываются на основании реальных данных. Такой подход позволит учесть затраты и платежи, уплаченные фактическому исполнителю.
Однако если будет установлено, что налогоплательщик намеренно использовал «технического» контрагента и отказался предоставить данные о реальном исполнителе, налоговые органы вправе отказать в признании расходов и вычетов по НДС в полном объеме. В результате это может привести к доначислениям, пени и штрафам.
Важно помнить, что налоговые органы обязаны оценивать не только формальные признаки сделки, но и ее реальное содержание. Налогоплательщик не обязан выбирать варианты взаимодействия, которые более выгодны для бюджета, если его действия соответствуют закону и направлены на достижение реальных экономических целей.
Рекомендации по сомнительным контрагентам для минимизации рисков
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды, необходимо проявлять осторожность и соблюдать осмотрительность на всех этапах взаимодействия с партнерами.
До заключения договора, особенно если он предполагает значительные суммы, важно провести тщательную проверку потенциального партнера. Комплексный due diligence позволит выявить признаки, указывающие на фиктивный или «технический» характер компании, и заранее оценить возможные риски при работе с недобросовестными контрагентами. Непроявление должной осмотрительности существенно повышает вероятность неблагоприятных налоговых последствий.
Кроме того, любые действия, направленные на проверку благонадежности контрагента и установление факта его реальной деятельности, должны быть зафиксированы документально. Это обеспечит возможность в случае проверки подтвердить соблюдение должной осмотрительности, даже если позже выяснится, что контрагент оказался неблагонадежным.
В случае привлечения внимания налоговой инспекции, важно активно содействовать проверке, предоставляя доказательства реальности совершенных операций. Налогоплательщик обязан обосновать объем расходов, связанных с такой сделкой, и раскрыть данные о фактическом исполнителе обязательств. Все сведения, подтверждающие содержание сделки, ее участников и экономическую обоснованность, следует представить в полном объеме.
Если налоговая выгода была оспорена и вычеты отклонены, налогоплательщик может потребовать компенсацию убытков от контрагента. Верховный Суд разъяснял, что даже если налогоплательщик проявил недостаточную осмотрительность при выборе партнера, это не является основанием для отказа в возмещении убытков, если соучастие налогоплательщика в недобросовестной схеме не доказано.