Обжалование решений налоговых органов: пошаговое руководство, риски и типичные ошибки

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов неразрывно связано с взаимодействием с налоговыми органами. Даже добросовестные налогоплательщики вынуждены сталкиваться с различными мероприятиями налогового контроля и нередко обжаловать решения ФНС, защищая свои права. Разобраться во всех тонкостях и нюансах налогообложения и действий налоговиков в рамках налоговых проверок бывает весьма затруднительно. 

Отмена большинства ненормативных решений, а также действий (бездействий) контролирующих органов проходит в двух стадиях – досудебной и судебной. Обжалуются полностью или в части, как правило, акты налоговых органов, связанные с проведением камеральных и выездных проверок (так называемые процедурные решения) и решения, принимаемые по итогам таких проверок о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. 

Досудебный порядок

Обжалование решений налоговых органов начинается с досудебной стадии, являющейся обязательной для возможного последующего обращения в суд. 

В течение года со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении его прав решением налоговой, им подается апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. 

Это потребует:

  1. проверить соблюдение установленных сроков на подачу жалобы

  2. определить соответствующий вышестоящий налоговый орган

  3. правильно (в соответствии с требованиями НК РФ) составить жалобу

  4. направить жалобу в налоговый орган

Обязательный досудебный порядок считается соблюденным, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по жалобе налогоплательщика или срок на принятие такого решения истек, если жалоба подана без нарушений. Проходить все инстанции, даже если есть такая возможность, не обязательно.

Аналогичный порядок обжалования предусмотрен и для решений налоговых органов, принимаемых по итогам камеральной или выездной проверки. Основное отличие в том, что такое решение можно оспорить до вступления в силу в апелляционном порядке (за исключением решений самой ФНС России) – в течение одного месяца со дня, когда оно было вручено. В результате можно сдвинуть сроки его вступления в силу и исполнения.

Судебный порядок

Пройдя стадию досудебного обжалования налогоплательщик может обратиться в суд. Физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, необходимо обращаться в суд общей юрисдикции, иным категориям лиц в арбитражный суд субъекта РФ по адресу налогового органа, чье решение будет оспариваться.

Срок подачи заявления в суд – три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о решении, которое по его жалобе принял вышестоящий налоговый орган, или истек срок на его принятие. В зависимости от типа налогоплательщика судебное оспаривание решения налогового органа осуществляется по правилам АПК РФ или КАС РФ. 

Риски

Повышенное внимание налоговой и проводимые с ее стороны мероприятия налогового контроля часто сопряжены с потенциальными неблагоприятными последствиями доначислений и привлечения к ответственности. Снижение таких рисков зависит от реализации налогоплательщиком комплексного подхода к своей налоговой политике в рамках налогового контроля и за его пределами в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Исключительно важным является обеспечение юридического сопровождения проводимых мероприятий налогового контроля на каждом этапе и оперативного реагирования на все эпизоды злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В частности, применительно к возможному выходу за пределы проверки, допуску и нахождению сотрудников налоговой инспекции на территории организации, объему истребованных документов, нарушению процедуры рассмотрения материалов проверки, допустимости приводимых налоговыми органами доказательств, правильности расчетов недоимки, пеней и штрафов, актов налоговой проверки.

Не меньшее значение для итогового результата имеет и грамотно выстроенная политика в области исчисления и уплаты налогов, выявления и минимизации потенциальных налоговых рисков. Ключевая роль здесь отведена обеспечению осведомленности налогоплательщика о проблемных аспектах его налогового учета, непротиворечивости его документооборота и реального положения дел, постоянного риск-менеджмента, в том числе оценки рисков совершения налоговых правонарушений на основании общедоступных критериев ФНС России.

Типичные ошибки

Известные сложность и «многослойность» вопросов, связанных с налогообложением и отменой решений ФНС, требуют глубокого погружения в требования законодательства и работы налоговых органов. Это закономерно вызывает трудности и приводит к ошибкам, особенно в отсутствие обращения за консультацией к квалифицированным налоговым юристам. Среди наиболее часто встречающихся ошибок обратим внимание на следующие.

Процесс досудебного обжалования решений налоговых органов нередко носит частичный характер. В таком случае существенно повышаются риски отказа суда в удовлетворении возражений по новым эпизодам. Является целесообразным еще на этапе досудебного обжалования формулировать свои требования к налоговой в максимально широком объеме и отразить в них все эпизоды, которые планируется оспорить в суде.

Частой ошибкой является ожидание вынесения налоговым органом итогового решения по проверке. Нередко имеет место нарушение прав налогоплательщика процедурными решениями или действиями (бездействиями) органов налогового контроля на стадии проведения проверки, оспаривание которых может повлечь их отмену. Такие нарушения должны иметь существенный характер.

Другой пласт проблем касается истребования налоговой документов в рамках проверок. Принятие решения о том, какие документы будут запрошены, законодательством отдается на усмотрение налоговых органов, нередко необоснованно расширяющих их объем. Здесь важно предоставлять в инспекцию только те документы, которые непосредственно были запрошены. Если же перечень истребуемых документов является нечетким, целесообразно обратиться в налоговую за разъяснениями. В ином случае при последующем обжаловании суд может отклонить довод о неопределенности такого требования налогового органа.

Что мы можем дополнительно предложить, помимо ведения налогового спора?

Для каждого этапа обжалования решений налоговых органов, налогового спора применяется свой инструментарий, на этапе сбора доказательств это одни инструменты, а на этапе производства в суде кассационной инстанции – другие. Важно задействовать весь правовой потенциал для достижения результата, не пренебрегая кажущимися на первый взгляд нестандартными механизмами. Скажем, можно заручиться позицией Минфина или ФНС России, подготовив правильный запрос, если есть абстрактная правовая проблема, или же попробовать оспорить само разъяснение, или же ходатайствовать перед судом о направлении запроса в Конституционный Суд РФ. Комбинирование разных механизмов позволяет достичь лучшего результата.

Ключевой контакт:

https://sun1-93.userapi.com/impg/3Mw2UG4JdP4ivuB1R2eD2nt9BC1gbjwY7QIK9w/8TM5JJUPw1s.jpg?size=420x420&quality=95&sign=d90176d270448280818924f23b153206&type=album

Руслан Чермит

Партнер, руководитель проектов

r.chermit@klplegal.ru