Новые подходы ФНС к налоговой ответственности: последствия неуплаты налогов

В процессе проведения налоговой реформы, ведущей к перераспределению налоговой нагрузки, на первый план как для регулятора, так и для налогоплательщиков выходят механизмы обеспечения уплаты налогов, включающие  новые подходы ФНС к налоговой ответственности.

В рамках ПМЭФ 2024 ФНС заявила о готовности продолжать борьбу с неплательщиками налогов, отметив важную роль в данном процессе основных систем, обеспечивающих исполнение налоговых обязанностей, например, давно известной системы контроля за НДС, позволяющей отслеживать маршруты движения денежных средств и выявлять факты нарушений исчисления налога и вычетов. ФНС не намерена ограничиваться имеющимся арсеналом механизмов по обеспечению налоговых поступлений и осуществляет разработку новых инструментов.

Новые способы уплаты налогов

С 1 января 2025 года станет возможно списание средств со счета цифрового рубля должника, если нужного количества средств будет не хватать на его обычных счетах. Наряду с этим налоговые органы получат доступ к информации о переводах цифрового рубля. Это нововведение видится вполне логичным в свете появления нового способа расчетов, призванного привлечь аудиторию за счет снижения транзакционных издержек.

Использование конструкции цифрового рубля в расчетах по сделкам существенным образом повышает уровень прослеживаемости таких операций, обеспечивая прозрачность происхождения денежных средств, а также маршрута их движения в рамках централизованной платформы, подконтрольной Банку России.

В связи с этим данная форма расчетов в будущем вполне может стать обязательной применительно к некоторым категориям сделок. Например, к таковым могут быть отнесены сделки с традиционной теневой составляющей (продажа недвижимости, долей в уставном капитале и проч.), в результате совершения которых чаще всего снижается налоговая база, а следовательно, уменьшается сумма налогов, уплачиваемых в бюджет.

Другие нововведения ФНС

Другое предлагаемое нововведение ­– упрощение процедуры взыскания неуплаченных сумм налога с физических лиц. В перспективе налоговые органы смогут сами принимать такое решение, не обращаясь в суд. При этом решение можно будет оспорить, приостановив процесс взыскания. В связи с этим данный механизм требует повышенного внимания налогоплательщиков – физических лиц в отношении сообщений, поступающих от ФНС.

Еще одно важное нововведение – налоговая амнистия за дробление бизнеса в 2022-2024 годах, предлагаемая к реализации в рамках налоговой реформы. Для того, чтобы избежать ответственности необходимо будет отказаться от использования дробления в 2025-2026 годах. Данный факт будет устанавливаться по результатам выездной проверки.

К числу важных для налогоплательщиков вопросов следует отнести новый подход ФНС к проведению проверок – их количество за последние годы существенно снизилось в связи с переключением службы на риск-ориентированный подход и проведение тщательного предпроверочного анализа, в том числе с использованием инновационных аналитических средств.

Особенности политики ФНС в 2024 по налоговому контролю

Такая контрольная политика ФНС находится в русле актуальной общей контрольно-надзорной политики страны, контуры которой были очерчены в рамках послания Президента России Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года – обозначена возможность в перспективе с учетом наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход, отказавшись от временных мораториев на проведение контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ).

В настоящее время мораторий на проведение плановых и внеплановых КНМ по общему правилу не распространяется на мероприятия в сфере налогового контроля, а при их организации уже используется риск-ориентированный подход, критерии которого закреплены в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Однако, несмотря на общее правило о нераспространении моратория на сферу налогового контроля, из него имеется ряд исключений. 

Например, таковым является запрет на проведение выездных проверок в отношении аккредитованных IT-организаций без согласия руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя. В свою очередь, учитывая направленность российской контрольно-надзорной политики на прекращение временных мораториев на проведение КНМ, индустриям, освобожденным от налоговых проверок, следует быть готовыми к возможности их проведения в будущем.

Несмотря на общую отмену моратория на проверки в перспективе, можно ожидать достаточно аккуратное  применение налоговыми органами. Массовое проведение проверок сейчас начинает утрачивать свою актуальность вследствие более тщательного применения предпроверочного анализа налогоплательщика, позволяющего определять необходимость перехода к более сложной форме контроля.

Выводы

Можно сделать вывод, что актуальная политика ФНС по налоговому контролю имеет общую направленность на снижение количества проверок за счет применения риск-ориентированного подхода, упрощение порядка взыскания, а также создание стимулов к добровольному исполнению налоговых обязанностей.

На что стоит обратить внимание?

Налогоплательщикам стоит не пренебрегать рисками возможного внимания со стороны Федеральной налоговой службы к существующим моделям работы бизнеса, по возможности периодически «сверять» операционную и налоговую модели с тем, как развивается практика работы налоговых органов и судов. Физическим лицам следует также уделить внимание тому, что не все привычные на первый взгляд операции (сделки с имуществом, распоряжение наследственным имуществом и проч.) являются простыми с точки зрения налоговых рисков.

В чём мы можем помочь?

  1. При планировании сделок мы можем помочь не допустить ключевых ошибок, связанных с недооценкой налоговых рисков.

  2. При структурировании бизнеса мы готовы провести анализ планируемой бизнес-модели с точки зрения налоговых и иных рисков.

  3. При планировании личных операций (недвижимость, иное имущество) мы можем провести полный due diligence для того, чтобы избежать явных и скрытых рисков доначисления налогов, а также использовать налоговые льготы. 

Ключевой контакт:

https://sun1-93.userapi.com/impg/3Mw2UG4JdP4ivuB1R2eD2nt9BC1gbjwY7QIK9w/8TM5JJUPw1s.jpg?size=420x420&quality=95&sign=d90176d270448280818924f23b153206&type=album

Руслан Чермит

Партнер, руководитель проектов

r.chermit@klplegal.ru