Оптимизация налогообложения: логика, управление рисками, инструменты

Налоговая оптимизация предполагает использование законного инструментария снижения совокупной фискальной нагрузки на предприятия. 

Тонкая настройка налоговой модели, с учетом выбранной риск-политики, позволяет планировать финансовые результаты, подстраиваясь под все возможные налоговые преференции, которые предоставляет законодательство о налогах и сборах.

Налоговая оптимизация включает в себя инструменты, которые предоставляет налогоплательщикам законодательство о налогах и сборах:

  • выявление и раскрытие потенциала налоговых резервов компании или группы компаний

  • использование всех возможностей учетной политики – максимальное использование возможностей порядка учета расходов для фактической отсрочки уплаты налогов

  • использование спецрежимов налогообложения

  • применение налоговых льгот по отдельным налогам

  • оценка возможности применения специальных льготных условий налогообложения 

  • соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специальных инвестиционных контрактов, региональных инвестиционных проектов

Применение механизма налоговой оптимизации позволит увеличить долю свободных финансов, которые можно направить на развитие бизнеса. 

Варианты оптимизации налогов

  1. Возврат налоговых переплат за предшествующие периоды. Выявление переплаты налогов возможно не только по текущему налоговому периоду, но и по предшествующим. Это позволяет существенно сократить текущую фискальную нагрузку за счет возврата переплаченных ранее налоговых платежей.

  2. Выбор выгодной системы налогообложения и ведения эффективной политики бухгалтерского и налогового учета. Консервативная политика бухгалтерских работников часто является причиной того, что организации и предприниматели несут потери вследствие выбора наименее оптимальной и обременительной модели налогообложения. Это обусловлено опасением бухгалтеров о появлении рисков доначислений, корень чего зачастую лежит в отсутствии проработанной связки управления правовыми рисками и политики предприятия в бухгалтерском и налоговом учете.

  3. Задействование налоговых резервов. Это позволяет оптимизировать налогообложение посредством использования специальных правил, благодаря которым либо сумма исчисленных налогов уменьшается в принципе, либо изменяется на момент уплаты налогов. В результате этого снижается налоговая нагрузка или сохраняются оборотные средства, которые при неиспользовании налоговых резервов были бы отвлечены на уплату налогов в ближайших налоговых периодах.

  4. Совершенствование или изменение корпоративной структуры. Правильно выстроенная корпоративная структура позволяет использовать преимущества, предоставляемые налоговым регулированием в рамках внутрикорпоративных операций, сохранив оборотные средства в бизнесе.

  5. Соблюдение правил внутригруппового ценообразования. Это делает возможным получение налоговой выгоды в связи с законным перераспределением налоговой нагрузки внутри группы компаний.

  6. Выявление допустимых пределов рисков исходя из логики проведения проверок. При проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы учитывают следующие риск-факторы:

  • отклонение налоговой нагрузки от среднеотраслевой

  • низкий уровень выплачиваемых заработных плат по сравнению со среднеотраслевыми

  • существенный размер заявленных вычетов по НДС

  • неоднократное приближение к лимитам по специальным режимам

  • убыточность деятельности на протяжении нескольких налоговых периодов

  • прочие факторы,  прямо не подпадающие под отдельные формальные критерии

Налоговая политика в 2024

В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года был озвучен переход налоговой политики на риск-ориентированный подход вместе с отменой моратория на проверки бизнеса. Идея полного перехода к риск-ориентированной политике мероприятий налогового контроля в целом позитивно воспринимается бизнес-сообществом, но с рядом оговорок. Ключевые опасения касаются отсутствия системного подхода к оценке рисков, сложности выработки репрезентативной методологии оценки рисков, несбалансированности подходов к различным индустриям.

Аудит налоговых рисков

Чтобы понимать, какие инструменты снижения фискальной нагрузки можно использовать, а также с какими налоговыми рисками может столкнуться компания, проводится налоговый due diligence. 

Проведение налогового due diligence возможно:

  • по отдельным эпизодам (в том числе в связи с запросами, претензиями, проверками и доначислениями со стороны налоговых органов)

  • по отдельным видам налога

  • по группам однотипных операций налогоплательщика

  • в формате комплексного due diligence по всему налогообложению компании / группы компаний

Команда klplegal. имеет значительный опыт в проведении налогового due diligence и выработке модели оптимизации и готова оказать квалифицированную помощь хозяйствующим субъектам из различных индустрий.

В чём мы можем помочь?

01 провести анализ операционной и налоговой модели бизнеса или владения активами;

02 провести расширенное исследование правоприменения и аналогичных рыночных практик,

03 составить руководство для сотрудников клиента по минимизации налоговых рисков бизнеса;

04 подготовка практических рекомендаций и проектов руководящих документов (политик) для юридически и бухгалтерских работников клиента;

05 подготовка документации для целей налогового контроля в соответствии с требованиями предмета проверки;

06 подготовить правовые документов (позиции) для налоговых органов.

Подробнее с нашими услугами по данным направлениям можно ознакомиться в брошюре (pdf).

Ключевой контакт:

https://sun1-93.userapi.com/impg/3Mw2UG4JdP4ivuB1R2eD2nt9BC1gbjwY7QIK9w/8TM5JJUPw1s.jpg?size=420x420&quality=95&sign=d90176d270448280818924f23b153206&type=album

Руслан Чермит

Партнер, руководитель проектов

r.chermit@klplegal.ru